Проблема буллинга в школах остается одной из самых частых в учебных заведениях. А последствия травли со стороны одноклассников приводят к колоссальному стрессу не только в настоящем моменте, но и формируют серьезную психологическую травму, которая впоследствии оказывает влияние на качество жизни во взрослом возрасте, причем как у жертвы, так и у самих агрессоров.
Если вы заметили у своего ребенка эти и другие симптомы, вызывающие у вас тревогу и беспокойство, стоит попытаться аккуратно поговорить ним или обратиться за помощью к детскому психологу, который сможет обнаружить проблему, даже если подросток не говорит о ней напрямую.
Прежде всего, не все дети понимают, что такое буллинг. Что делать? Прежде всего, объяснить, какие именно варианты агрессивного поведения недопустимы, научить отличать их от безобидных шуток или невинных розыгрышей. Сделайте акцент на уважении чувств ребенка, подчеркните, что самое главное — опираться на собственные ощущения и чувства. Так, если действия сверстников кажутся ему обидными или опасными, а другие ребята игнорируют это и продолжают повторять свои действия, это уже является буллингом.
Обязательно будьте в курсе школьных дел, общайтесь с ребенком регулярно, создавайте доверительные отношения, в которых он сможет признаться вам, если произойдет что-то плохое. Помните — именно дети, лишенные поддержки и одобрения со стороны родителей чаще всего становятся жертвами (и реже зачинщиками) буллинга. Старайтесь замечать любые успехи и достижения малыша и высказывайте ему свое восхищение.
По статистике, дети реже оказываются вовлечены в буллинг, если у них есть хобби, которое помогает укрепить самооценку и реализовать свои таланты. Такой ребенок сможет дать отпор расшалившимся одноклассникам.
Очень важно регулярно объяснять ребенку, почему так важно относится к другим с добротой и уважением. Показывайте личным примером, что такое здоровые дружеские отношения, взаимопомощь и поддержка.
К сожалению, искоренить это явление практически невозможно. Учащиеся только осваивают способы коммуникации и часто не понимают, как соблюдать безопасные границы. Впоследствии агрессоры часто мучаются чувством вины, а жертвы — тревожными расстройствами. Жертва также может испытывать ощущение постоянной опасности, а впоследствии даже начать верить, что с ней действительно что-то не так. Тяжелые эмоции от происходящего переживают и простые наблюдатели, которые по какой-то причине не вмешались в конфликт. Все три стороны страдают от страха и стыда, и из-за этого редко рассказывают о происходящем взрослым. Именно поэтому родителям так важно проявлять повышенную чуткость к школьникам и вовремя принимать адекватные меры.
В первую очередь, к инциденту важно привлечь внимание администрации школы и родителей всех причастных учеников. Не нужно поднимать скандал, цель совершенно другая — самое главное понять, почему возникла подобная ситуация. Причин тому несколько может быть несколько, к примеру:
В любом случае с причинами необходимо разбираться с привлечением второй стороны (родителями зачинщиков травли), учителя и школьного специалиста-психолога.
Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не стоит отправлять его в школу сразу на следующий день, дайте ему 2-3 на восстановление, которые вы проведете вместе. При сильно пережитом стрессе можно рассмотреть вариант перевода ребёнка в другой класс или даже в другую школу.
Чрезвычайно важно ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк! Поддерживайте его, показывайте, что вы рядом и всегда готовы помочь.
В случае развития посттравматического стрессового синдрома разумно будет немедленно обратиться к детскому психологу, который поможет снять острые переживания и не допустит влияния возможных негативных последствий пережитой травмы в будущем.